Greyborg: история создания легендарной рамы для мощного электровелосипеда

Начало истории создания Greyborg.
История создания рамы Grayborg началась в 2001 году недалеко от Загреба, в Хорватии. Эта прекрасная страна находится на побережье Адриатического моря, между Италией и Грецией. Рядом с крутым холмом, который высотой более 1000 метров, стоял дом Звонимира - хорватского инженера, любителя покататься на велосипеде. Для развлечения и физических упражнений, он поднимался на педалях своего горного велосипеда на вершину холма, а затем очень быстро съезжал вниз.
Один такой подъем и спуск занимали около 4 часов, и он любил делать это несколько раз в неделю, но затем он женился и у него родился сын - свободного времени стало недостаточно, чтобы делать это так же часто, как раньше. Как инженер, он решил, что мог бы узнать все об электрических велосипедах, а затем разработать крутой горный (DH = down hill) электровелосипед, который ускорит время подъема и выдержит спуск на большой скоростью, а затем и торможение.
Звонимир знал толк в велосипедах и мотоциклах, так как с раннего детства он катался на них, и он знал, что когда речь идет о геометрии рамы - это должен быть "двухподвес". Он быстро необходимые компоненты и сделал первую модель горного велосипеда для экспериментов (она называлась Grayborg WRAP-G).
Этот электровелосипед имел переключатель питающего напряжения,в городе он работал от 36В (для максимальной дальности пробега), а загородом переключался на 72V - от души "топил и жег" запасенную энергию. Тем не менее, ему сразу стало понятно, что даже самые сильные существующие "даунхилы" (down hill) не были достаточно сильным для того, что он хотел.
Звонимир попытался делать свою раму из круглых стальных хром-никелевых труб, потому что принял во внимание лучшие идеи из самых уважаемых примеров DH-байков, да и сам он много лет был опытным райдером - хотел легкий велосипед, а не мотоцикл.
Результатом его усилий стало производство рамы Greyborg Warp. Он обсуждал это с Сообществом и своим друзьям на хорватском форуме электротранспорта Electric Vozila (а позже создал свой сайт Zelena Vozila, что по хорватски означает "зеленый авто").
Промышленное производство рам "Грейборг-Варп".
Сообщество призвало строить больше рам и продавать их всем желающим, так что Звонимир организовал первый выпуск 30 рам Greyborg-Warp в 2009 году вместе с другом по имени Владимиром, который купил одну из первых рам, и был настолько впечатлен ею, что уговорил Звонимира создать компанию совместно с ним, чтобы продать их по всему миру, а также разрабатывать новые рамы для электротранспорта. Это и было началом компании Zelena Vozila. В то время, рамы были адаптированы для мотор-колеса Crystalyte-5305 и контроллера Kelly 72V/40A.
В то время не так уж много было мощных колес, так что модель Crystalyte 5404/5405/5406 была вполне хорошим выбором.
С этого момента, рост компании был устойчивым и не столько благодаря удачному выбору модели мотор-колеса, основным прорывом была ставка на тяжелые аккумуляторы - первые рамы Greyborg имели крепления и внутренние размеры для шести 12V "стандартных" свинцово-кислотные (SLA) аккумуляторов, которые и тогда были очень распространены, дешевы и легко-доступны.
Маятник задней подвески был треугольным, рассчитанный на амортизатор ходом между 145мм-185мм. При этом, вместо свинцовых аккумуляторов в раму легко можно было установить любые литиевые ячейки, в том числе и знаменитые Headway LiFePO4, ячейки 38120 (38120 = 38mm диаметр /120mm длина).
Однако, Сообщество требовало выпустить раму следующей версии "V2", в которую будет проще устанавливать другие контроллеры и аккумуляторы большего объема.
Второе поколение рамы Greyborg-V2, выпускается с 2012.
В 2012 году член Сообщества под ником "zombiess" (из Вентура, штат Калифорния) купил себе раму Greyborg нового поколения. Он был так доволен её работой, что отправился в Хорватию, ему захотелось узнать больше информации, и затем он стал дилером Greyborg-рам в США. Что же такого особенного было в новой раме?
Главные изменения коснулись заднего маятника - теперь его шарнир совпадает с кареткой, используются промышленные подшипники большого диаметра. В купе с круглыми трубами, такое решение максимально облегчает конструкцию - рама Greyborg-V2 весит менее 7 кг (вместе с пластиковыми кожухами 7.5 кг), что делает её в два раза более легкой, чем у конкурентов!
При этом, в раму Greyborg-V2 можно так же поставить свинцовые аккумуляторы, она прекрасно выдержит даже их!
С 2009 по 2012 год было продано более 200 рам Greyborg, проданных, но для следующей части этой истории, мы должны поговорить о моторе - пользователей не сильно впечатляли тяговые возможности мотор-колеса и Звонимир отправился в Китай, чтобы на месте договориться с производителем о выпуске более мощных моторов, так как имелась нормальная крепкая рама Greyborg, которая могла бы выдержать большую скорость и мощность. Китайцы разработали Cromotor, чтобы удовлетворить запросы самых притязательных клиентов!
Слева старый Crystalyte-5305, а справа Кромотор - 9С (Cromotor-9C) в своей первой генерации, сейчас уже есть 14С.
Мощный Cromotor принес большой успех, более чем 500 единиц, проданны по всему миру с 2012 по 2014 годы.
Мотор колесо Cromotor было сделано специально для рамы Greybog. Но, конечно же, на Greyborg можно ставить и любые другие мотор-колеса без ограничений, а знаменитый Cromotor также часто устанавливают и в рамы конкурентов.
С 2014 года доступна рама Grayborg-V3, которая имеет несколько обновлений, они являются ответом на пожелания Сообщества и просьбы страстных клиентов.
Был разработан совершенно новый задний маятник, он имеет три особенности.
Во-первых, он стал немного длиннее, чтобы уменьшить тенденция к "козлению" велосипеда, при использовании заднего колеса максимальной мощности, особенно при напряжении 125В и выше.
Во-вторых, это позволяет использовать современные амортизаторы размерами между 240-260 мм, в настоящее время они повсеместно доступны.
В-третьих, маятник перестал быть треугольным, а стал прямым - это упрощает конструкцию и позволяет применить вместо цепи различные варианты ремней Gates, зубчатых или поликлиновых, на выбор.
Развитие рам Greybog в последние годы.
В 2015-16 годах на базе рамы Greybog стали появляться различные концепты, которые используют другую форму пластикового кожуха и "умные" контроллеры, которые предоставляют большое количество новых функций.
Один из них Qoros eBIQE по цене стоит как крыло от Боинга, но излишняя сложность заднего рычага и дизайнерские изыски в районе сидения выдают его тайну - он слишком далеко от конвейера! Его необходимо упростить хотя бы раза в 2 и удешевить раз в 10))
Другой возможный наследник Greyp G12, "допиливается" почти 5 лет и авторы полагают, что доведут его до логического конца и запустят в продажу - он отличается увеличенной формой кожуха и переработанным внутренним пространством рамы:
Стоит отметить, что рама и сейчас, в 2019 году, остается наилучшим вариантом для построения электрического велосипеда! При этом она стоит совершенно вменяемых денег и на много опережает всех конкурентов по сумме потребительских характеристик. Наверняка, она останется лучшим вариантом и в ближайшие годы.
Отличную копию рамы Greybog (отечественного производства, Россия, Тула) за совершенно вменяемые деньги можно купить у нас, по этой ссылке.
- Шипуем колеса своими руками - делаем самокат для зимы!Ошиповка покрышек для мотосамоката вопрос не сложный и не требует специальных знаний или умений - достаточно быть терпеливым и целеустремленным в течении двух часов хотя бы...Шипуем колеса своими руками - делаем самокат для зимы!
- Геометрия горного велосипеда, что в ней неправильно?Горный велосипед застрял в каменном веке, его размеры и геометрия нелогичны, из-за чего у нас сломаны ключицы и выбитые ноги...Геометрия горного велосипеда, что в ней неправильно?